вторник, 30 мая 2017 г.

Тюр - бог чести и закона


Бог-воин Тюр

Образ бога Тюра зародился ее на заре индоевропейского периода. И имя, под которым он был известен в общегерманское время – Тейваз , сохранилось в футарке, как руна, связанная с этим богом.  С самого начала Тюр был небесным богом и Всеотцом.
Восточные саксы знали его под именем Сакснот, шлемом Тюра называли аконит. Сторона света, которая соответствует Тюру – восток. К Тюру взывают с просьбами о восстановлении справедливости, о помощи в битвах, судебных тяжбах, о поддержании закона и порядка.
Тюра призывают в свидетели во время клятвы. Воинам он дарует мужество, отвагу, победу, доблесть. В современных практиках к Тюру чаще всего обращаются  для разрешений в судебных процессах. В исландских традициях Тюр предстает одиноким богом, жены у него нет.  Но в эддической песне ” Перебранка Локи”  есть смутное указание на то, что его женой могла быть великанша Ангрбода. Локи говорит: ” Ты Тюр молчи…от меня родила..жена твоя сына”. Сын, о котором идет речь, скорее всего Фенрир.

Самопожертвование Тюра


Исполинский волк не любил богов и не доверял им. И когда боги в третий раз явились к нему, чтобы помериться силой, он заподозрил неладное. Волк притворился спящим, а сам украдкой наблюдал
за небожителями. А ну как они проведали о его ненависти и о тайных замыслах? Ведь ему было известно, что Один обладает даром провидения: а он лишь выжидал удобного случая, чтобы напасть на Асгард, вот только пока не придумал, как ему обмануть бога света Хеймдалля, хранителя и неусыпного стража небесной радуги, ведущей в священный чертог Асгарда.
Но боги вели себя вполне дружелюбно, они смеялись и весело переговаривались между собой. Вот они уже совсем близко. Фенрир сделал вид, что проснулся, и зевнул, широко раскрыв пасть— так, чтобы еще раз показать врагам свои огромные зловещие клыки.
— Здравствуй, Фенрир,— сказал Один.— Хочешь поиграть с нами?
«Берегись! — подумал про себя волк.— Что еще они от меня хотят?» И ответил ворчливо:
— Что же это за игра?
— Посмотри на ленту.— продолжал бог.— Каждый из нас пытался ее разорвать, но напрасно; даже Тору, несмотря на его могучие мускулы, это не удалось! Одни из нас считают, что у тебя это тоже не получится. Другие, напротив, утверждают, что лишь тебе под силу разорвать ленту. Не возьмешься ли ты разрешить наш спор?
Фенрир задрожал от гнева, глаза его так и полыхнули ненавистью, из груди вырвался хриплый стон. «Это ловушка!»— подумал он. Однако не принять вызова богов он не мог, иначе они сочли бы его трусом. Волк немного помедлил и ответил, стараясь вновь обрести спокойствие:
— Хорошо, я согласен на испытание, но при одном условии: кто-то из вас. Пока я буду связан, положит свою руку мне в пасть…
Теперь Фенрир пристально наблюдал за тем, какое впечатление произвели его слова на богов. Ему показалось, что Один незаметно опустил голову, чтобы получше спрятать свое лицо под большой шапкой, с которой он не расставался, потому что, увы, у него не было одного глаза. Тор чуть не задохнулся от ярости, с силой сжимая в руке священный молот. Его жена Сив побледнела, а Фриг, супруга Одина. нервно теребила свое тяжелое золотое ожерелье. Лишь Бальдр сохранял невозмутимость.
Волк торжествовал: о, он оказался прав — боги действительно готовили ему ловушку, и вот теперь
они вынуждены отступить, признаться в собственном бессилии. Довольный собой, Фенрир распрямился — своим гигантским ростом он стремился произвести на противника еще более сильное впечатление.
Неожиданно один из богов выступил вперед. Это был Тюр, бог сражения, почитаемый на поле брани за храбрость, а также за прямоту и мудрость. До той минуты он скромно держался в стороне, так что Фенрир его не заметил.
Как только волк увидел Тюра, его охватило мрачное предчувствие, которое он попытался отогнать. «Я ничего не боюсь,— говорил он себе,— ни у кого из этих богов не достанет смелости, чтобы пожертвовать рукой». Тем временем Тюр, не говоря ни слова, без малейшего страха протянул правую руку и поднес ее прямо к пасти чудовища. Фенриру ничего не оставалось, как разжать челюсти…
Все произошло очень быстро. В одно мгновение могучие руки сжали волка, затем связали его волшебной лентой. Потом боги осторожно отошли, все, кроме Тюра, которому пришлось соблюдать условия сделки, заключенной с Фенриром.
Волк попробовал пошевелиться. Он из кожи лез вон, лишь бы избавиться от ненавистных пут, но и его мощные лапы не помогли ему освободиться. Пена бешенства выступила у него на губах. Фенрир просто обезумел от ярости и собственного бессилия, а боги безудержно смеялись, показывая пальцами на своего врага, которого наконец-то одолели. Все потешались над ним. Все ли? Нет, рядом с волком спокойно и достойно стоял отважный Тюр. Фенрир слегка сжал челюсти, но бог не сделал ни малейшего движения, чтобы убрать руку; потом волк резко сомкнул челюсти и своими страшными клыками отсек Тюру кисть до запястья.
Боги вздохнули с облегчением: волк проиграл. Самопожертвование Тюра сполна искупило бесчестность шутки, сыгранной с Фенриром. Его оставили связанным на острове. Гигантский волк завыл. Тогда, прежде чем уйти, один из богов приблизился к нему и вставил между челюстями зверя свой меч, чтобы волк не мог даже выть от ярости.


Происхождение Тюра

Тюр – великан, безоговорочно перешедший на сторону асов. И стал одним из них. Тем, кто не знаком с йотунами, Тюр может помочь понять, что означает норвежское слово trolltryggr — «верный, как великан». За столетия сказок и десятилетия романов фэнтези о троллях сложилось представление как об уродливых и зловредных существах, но когда йотун говорит, что он намерен поступить так-то или делать что-либо таким-то образом, он остается верен своему слову до конца, полностью отдаваясь принятому решению — иногда вопреки всякому здравому смыслу. В этом отношении нам, современным людям, есть чему у них поучиться.
Существует еще версия, что Тюр является сыном Одина. На первый взгляд, это противоречит «Песни о Хюмире», однако объяснить, как возникла эта версия, не так уж трудно. Визит Тюра в родительский дом, описанный в «Песни о Хюмире» не назовешь счастливым воссоединением с семьей. По всей очевидности, эта история рассказана с точки зрения Тора и (еще довольно молодого) Тюра, и последний, похоже, стыдится своих родителей-великанов и особенно — девятиглавой бабки. В сущности, единственная причина, по которой он вообще отправился к родителям, — это помочь Тору похитить у них большой котел. Между строк явственно читается, что в последний раз Тюр бывал дома очень давно — и что больше он уже туда не вернется. Для йотуна, решившего с такой определенностью встать на сторону асов — вплоть до отвержения (и ограбления) собственной семьи — разрыв с прошлым должен быть полным и окончательным. Присоединившись к новому племени, к асам, Тюр лишился отцовской фигуры — и нетрудно вообразить, что место отца мог занять для него Один, усыновив молодого йотуна и доверившись ему как родному. Во многих отношениях Тюр действительно стал сыном Одина — и в гораздо большей степени, чем когда-либо был сыном Хюмира и Хрод.
Другая версия выносит происхождение Тюра за пределы истории Девяти миров. С точки зрения развития мифологии, бог Тюр — «потомок» индоевропейского Тейваза/Деуса, Небесного Отца, от имени которого произошло само слово «бог». Но по словам людей, работающих и беседующих с Тюром, сам он наотрез отказывается говорить о своем происхождении, заявляя, что это никого, кроме него, не касается.
Тейваз – первая руна последнего этта. За ней идет руна Беркана, связанная с богиней Берхтой. Эти руны являются символами Неба-Отца и Земли-Матери. Две следующие руны Эваз (лошадь) и Манна (человек). Вывод из этого – Тейваз и Беркана породили все живое – людей и животных. Также Тюр связан с небом и ассоциируется со звездами. У древних персов звезда Сириус носила название Тир, что в переводе означает “стрела”. А руна Тейваз по форме напоминает стрелу. Традиционное оружие Тюра – меч, но северные народы о существовании мечей узнали не так давно. До этого оружием были луки и стрелы. Поэтому древнейшим оружием Тюра могла быть стрела.
  • главная стихия – огонь;
  • дополнительная стихия – воздух;
  • цвета – пурпурный, темно-красный, стальной;
  • числа – единица;
  • личная печать – руна Тейваз;
  • магическое орудие – щит, шлем, меч, оружие в хорошем состоянии, клятвенные кольца, клятвенная веревка с узлами, изображение руки;
  • цели воззвания – правосудие, битва, скрепление клятв…помогает ветеранам, борьба с травлей слабых в коллективах, в освоении боевых искусств и навыков обращения с оружием в честь Тюра;
  • дар Тюра – отвага для трудных решений и поступков. Тюр ценит не столько материальные подношения, сколько поступки. Он не терпит клятвопреступлений. Если что-то пообещали Тюру, то это необходимо выполнить. Тюр не жесток и не плучает удовольствия от чужих страданий, но способен нанести сокрушительны удар;
  • руны для работы – Тейваз, Дагаз, Райдо, Соул, Манназ;
  • напитки и пища – мясо, хлеб, мед (напиток);
  • чего делать нельзя – небрежно обращаться с оружием, допускать, чтобы оно поржавело или было грязным. Позволять себе бесчестные поступки, нарушать клятвы, позорить ветеранов и дурно обращаться с животными.

Ритуал обращения к Тюру

Для примера возьмем ритуал, в котором необходимо сделать отворот от соперницы.
Для ритуала понадобятся:
  • любая свеча
  • палочка с благовониями (хвоя)
  • вода, лучше талая (перед ритуалом можно разморозить воду, которую налили в бутылочку и  положили в морозилку)
  • каменная соль
  • фото молодого человека и соперницы или рисунки с привязками. Лучше, если о сопернице все известно – ФИО, дата рождения.
  • формула для отворота
  • заранее сочинить вису богу Тюру
Слава тебе, о Тюр, бог закона!
Слава тебе, о Воин,
искусный в науке оружья,
ты, обменявший честь
на оковы для волка!
Слава тебе, о бог,
сделавший трудный выбор
ради спасения мира!
Слава тебе, о Тюр!
Если и мне доведется
выбирать из двух зол, как тебе,
дай мне отвагу сделать, что дóлжно сделать!
Слава тебе, о Тюр! 
Великий мудрый Тюр!
Ты бесстрашный воин!
Ты одержишь победу над любым недругом!
Призываю тебя в помощь себе!
  • купите заранее дар Тюру – вино или мед
Расставляем стихии по сторонам света, как это делали при обращении к Одину, Фрейе, Тору, Локи.
Зажигаем спичками свечу, а от свечи палочку с благовонием. Освещаем ритуальное место Молотом Тора. Посредине, между четырьмя стихиями лежит ваше фото. Произносите обещание Тюру преподнести дары, а затем наносите формулу, проговаривая каждую руну, делая правильный оговор, можно назначить срок, например, 9 дней. Все зависит от диагностики.
Далее приносим дар богу. Отпиваем три глотка, произносим слова благодарности, льем вино в огонь (если это происходит дома) или под понравившееся дерево. Если подношение происходит на улице, то во время ритуала необходимо сказать, что обещаете поднести дары после ритуала.
Многие каждый день достают фото и обновляют формулу. И так до достижения результата. По этому поводу у меня сомнения… К Рунам надо относится более, чем уважительно. И не стоит их каждый день умолять о желаемом результате. Они прекрасно все поняли с первого раза, и уже трудятся с самого первого дня.
Считается, что заклинание должно подействовать через 2-3 недели после ритуала. Т.е. до месяца. Если ничего не вышло, то это не Руны виноваты, а человек что-то не так сделал.

Вечерний ритуал обращения к Тюру

Этот ритуал лучше всего проводить под конец дня. Для начала соберите алтарь. Расположите на нем любые предметы или изображения, которые ассоциируются у вас с Тюром. Поставьте на алтарь свечу и приготовьте стакан сока или спиртного напитка для подношения.
Подготовившись к ритуалу и собрав все необходимое, сядьте перед алтарем и центрируйтесь. Через несколько минут, когда почувствуете, что готовы, зажгите свечу и прочитайте следующую молитву (при желании можете заменить ее — как и любую другую молитву из описанных здесь обрядов — своим личным обращением к божеству).
Слава тебе, о Тюр, бог закона!
Слава тебе, о Воин,
искусный в науке оружья,
ты, обменявший честь
на оковы для волка!
Слава тебе, о бог,
сделавший трудный выбор
ради спасения мира!
Слава тебе, о Тюр!
Если и мне доведется
выбирать из двух зол, как тебе,
дай мне отвагу сделать, что дóлжно сделать!
Слава тебе, о Тюр!
Подношение Тюру
Сидя перед алтарем, задайте себе вопрос: что такое, по-вашему, честь? Какой у вас кодекс чести? Этот вопрос важен не только для воинов, но и для каждого из нас. Если вы никогда прежде об этом не задумывались (а многие действительно не задумываются), то посвятите этому вопросу несколько вторников (дней Тюра) и постарайтесь дать на него правдивый ответ. Имеет смысл и в дальнейшем возвращаться к нему время от времени, даже если вам кажется, что ваши этические принципы кристально ясны.
В случае, если вы недавно обдумали этот вопрос и пришли к определенным выводам, просто посидите перед алтарем, мысленно перебирая события прошедшего дня. Подумайте о том, в каких ситуациях вы следовали установленным для себя правилам, а в каких — нарушали собственный кодекс чести. Подумайте о том, как именно вы будете поступать в подобных ситуациях впредь. Спросите себя, что именно в своем поведении вам хотелось бы исправить, и вспомните о тех, кто вас вдохновляет.
Затем налейте подготовленный заранее спиртной напиток в алтарный сосуд и поставьте на алтарь со словами: «Это мой дар тебе, Тюр! Прошу, помоги мне идти дорогой моей жизни честно и достойно!»
Проведите некоторое время в медитации, в размышлениях о чести, о боге Тюре. И в завершение произнесите молитву:
Благодарю тебя, Тюр,
За все, что даруешь ты смертным!
Ныне и каждый день, во все грядущие дни,
да буду я помнить о чести,
которую ты явил в великом своем деянье!
Слава тебе, о Тюр!
На этом ритуал завершен. Можете оставить свечу догореть или погасите ее и храните до следующего ритуала Тюра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий