Скандинавские руны
Самыми известными магическими символами Севера являются руны, или, как их называли Скандинавы, Старший и Младший футарк. Создание и применение этих символов окутано тайной и уходит в глубину веков. Само слово "руна" произошло от корня слова "ru" или "тайна". Это связано с тем, что руны представляли собой тайное знание, о котором говорит во все услышание было нельзя, так как любая магия не любит, когда о ней говорят вслух - может не сработать.
Это знание держалось в тайне и передавалось от учителя к ученику шепотом. Крестьяне, ремесленники и воины знали некоторые значения рун и применяли их на практике, но лишь не многие ведали все разнообразие значений рун и связанные с ними мифы.
Одни историки склонны считать, что руны были изобретены тевтонскими племенами Северной Европы ещё в пятом веке до нашей эры. Другие считают, что руны являются плодом взаимодействия греческой и германской культуры во втором веке нашей эры. Как бы там ни было, большинство историков считает, что руны являются языческим алфавитом Северной Европы. По легенде руны дал людям и Богам верховный Бог Один, который был покровителем магии и поэзии. Согласно этой легенде, он девять дней и ночей висел на древе Иггдрасиль, чтобы дать тайные знания людям и Богам.
Ясень этот имеет девять ветвей, девять корней, что соответствует девяти мирам скандинавской мифологии.
Само названия ясеня переводится, как "конь Игга", а Игг- это одно из имён Одина. Таким образом, ясень является точкой начала путешествия Одина по девяти мирам скандинавского Космоса. То, что Один висит на Иггдрасиле, пронзённый своим же копьём, символизирует ритуальное умерщвление. Чтобы путешествовать по девяти мирам, по мысли этого мифа, нужно выйти за пределы этой реальности, а самый лёгкий способ сделать это для Одина - умереть в этом мире. Но это не уход в небытие – напротив: Умереть должны лишь ложные части души, которые мешают её развитию. Освободившись от них, всё светлое вновь возрождается, но более мощным, чем до ритуальной смерти. Тоже самое происходит и с Одином.
Также , в том, что Один висит на древе, чтобы добыть мудрость и знания, можно найти параллель со страданиями Иисуса Христа на кресте. Именно эта схожесть языческого и христианского мифов помогла Христианизировать Северную Европу. В новой христианской религии скандинавские народы видели черты веры своих дедов и прадедов.
Но вернемся к Одину. То, что он висит вниз головой, глядя на корни древа Игдрассиль, символизирует обращение мага к подсознанию человека, через которое он выходит в иные миры. В подсознании человека сливаются прошлое, настоящее и будущее в одно целое. И это позволяет перенестись в будущее, чтобы узнать, как вести себя в настоящем. Или наоборот, перенестись в прошлое, найти проблемы, которые мучают человека в настоящем и убрать их.
Скандинавские руны были распространены на территории современных Дании, Норвегии, Швеции. Однако ими пользовались и в Англии, Исландии, Гренландии, Северном Причерноморье, старой Ладоге, Новгороде. Найдено около 5000 рунических памятников. Большая их часть, примерно 3000, расположена на территории современной Швеции. Также много надписей сделано на мечах копьях, другом оружии, на могильных камнях.
Всеми руническими тайнами в те времена владели рунические шаманы. Их называли носителями посоха, так как они носили с собой посох, который венчала голова лошади. Этот символ должен был подсказать шаману, что и как нужно делать, чтобы правильно путешествовать между Мирами. В особенных случаях шаманы-женщины носили платье с вышивкой на подоле и ожерелье из янтарных бус, костей или раковин.
По представлениям многих древних народов, и в том числе скандинавов, время циклично. Весной рождается и развивается новая жизнь, летом она достигает зрелости, осенью всё живое старится, и зимой всё погружается в сон, а весной природа вновь возрождается из небытия. Нетрудно догадаться, что весна соответствует юности человека, лето - зрелому возрасту, осень - старости, зима - смерти. Таким образом, по архаическим представлениям, человек рождается, взрослеет, стареет, умирает, а потом вновь возрождается, как и сама природа. Кроме того, круг символизирует солнечный диск. Таким образом, янтарное ожерелье могло символизировать божественную силу солнца. Что же касается костей, то по архаическим представлениям, они являлись вместилищем души. По легенде Один пирует в Вальгхале с воинами, павшими в битве - энхериями. Во время этих пиршеств энхерии поедают мясо кабана, но кости не трогают. Из этих костей кабан снова возрождается, и его снова закалывают для пира, после чего процесс повторяется. Но почему именно кабан? Дело в том, что кабан или вепрь, с одной стороны был связан с богом - громовником, а с другой являлся воплощением плодородия. Таким образом, вполне возможно, что поедание кабана энхериями и его последующее возрождение является символом угасания осенью плодородных сил природы и их буйное возрождение весной. Что же касается раковин, то скорее всего, они связаны со стихией воды. Вода в представлении многих архаических народов являлась одной из первооснов мира. Так же вода связана с бессознательным началом личности, а именно по средством бессознательного рунический шаман входил в контакт с магическими силами.
Итак, Скандинавские руны, или руны Севера составляют футарк. Всего в Старшем футарке 24 руны, которые делятся на 3 ЭТТа по 8 рун в каждом. И это не случайно, так как число восемь у многих народов символизирует гармони. Также это символ бесконечности и постоянного повтора. Руны - это не беспорядочное скопление непонятных букв, а иллюстрируют собой представление древних скандинавов о Космосе. И поскольку руны являются магическим инструментом, то это тот язык, на котором древние люди разговаривали с окружающим миром и своими Богами.
Само названия ясеня переводится, как "конь Игга", а Игг- это одно из имён Одина. Таким образом, ясень является точкой начала путешествия Одина по девяти мирам скандинавского Космоса. То, что Один висит на Иггдрасиле, пронзённый своим же копьём, символизирует ритуальное умерщвление. Чтобы путешествовать по девяти мирам, по мысли этого мифа, нужно выйти за пределы этой реальности, а самый лёгкий способ сделать это для Одина - умереть в этом мире. Но это не уход в небытие – напротив: Умереть должны лишь ложные части души, которые мешают её развитию. Освободившись от них, всё светлое вновь возрождается, но более мощным, чем до ритуальной смерти. Тоже самое происходит и с Одином.
Также , в том, что Один висит на древе, чтобы добыть мудрость и знания, можно найти параллель со страданиями Иисуса Христа на кресте. Именно эта схожесть языческого и христианского мифов помогла Христианизировать Северную Европу. В новой христианской религии скандинавские народы видели черты веры своих дедов и прадедов.
Но вернемся к Одину. То, что он висит вниз головой, глядя на корни древа Игдрассиль, символизирует обращение мага к подсознанию человека, через которое он выходит в иные миры. В подсознании человека сливаются прошлое, настоящее и будущее в одно целое. И это позволяет перенестись в будущее, чтобы узнать, как вести себя в настоящем. Или наоборот, перенестись в прошлое, найти проблемы, которые мучают человека в настоящем и убрать их.
Скандинавские руны были распространены на территории современных Дании, Норвегии, Швеции. Однако ими пользовались и в Англии, Исландии, Гренландии, Северном Причерноморье, старой Ладоге, Новгороде. Найдено около 5000 рунических памятников. Большая их часть, примерно 3000, расположена на территории современной Швеции. Также много надписей сделано на мечах копьях, другом оружии, на могильных камнях.
Всеми руническими тайнами в те времена владели рунические шаманы. Их называли носителями посоха, так как они носили с собой посох, который венчала голова лошади. Этот символ должен был подсказать шаману, что и как нужно делать, чтобы правильно путешествовать между Мирами. В особенных случаях шаманы-женщины носили платье с вышивкой на подоле и ожерелье из янтарных бус, костей или раковин.
По представлениям многих древних народов, и в том числе скандинавов, время циклично. Весной рождается и развивается новая жизнь, летом она достигает зрелости, осенью всё живое старится, и зимой всё погружается в сон, а весной природа вновь возрождается из небытия. Нетрудно догадаться, что весна соответствует юности человека, лето - зрелому возрасту, осень - старости, зима - смерти. Таким образом, по архаическим представлениям, человек рождается, взрослеет, стареет, умирает, а потом вновь возрождается, как и сама природа. Кроме того, круг символизирует солнечный диск. Таким образом, янтарное ожерелье могло символизировать божественную силу солнца. Что же касается костей, то по архаическим представлениям, они являлись вместилищем души. По легенде Один пирует в Вальгхале с воинами, павшими в битве - энхериями. Во время этих пиршеств энхерии поедают мясо кабана, но кости не трогают. Из этих костей кабан снова возрождается, и его снова закалывают для пира, после чего процесс повторяется. Но почему именно кабан? Дело в том, что кабан или вепрь, с одной стороны был связан с богом - громовником, а с другой являлся воплощением плодородия. Таким образом, вполне возможно, что поедание кабана энхериями и его последующее возрождение является символом угасания осенью плодородных сил природы и их буйное возрождение весной. Что же касается раковин, то скорее всего, они связаны со стихией воды. Вода в представлении многих архаических народов являлась одной из первооснов мира. Так же вода связана с бессознательным началом личности, а именно по средством бессознательного рунический шаман входил в контакт с магическими силами.
Итак, Скандинавские руны, или руны Севера составляют футарк. Всего в Старшем футарке 24 руны, которые делятся на 3 ЭТТа по 8 рун в каждом. И это не случайно, так как число восемь у многих народов символизирует гармони. Также это символ бесконечности и постоянного повтора. Руны - это не беспорядочное скопление непонятных букв, а иллюстрируют собой представление древних скандинавов о Космосе. И поскольку руны являются магическим инструментом, то это тот язык, на котором древние люди разговаривали с окружающим миром и своими Богами.
Эпоха викингов
На исходе VIII века к берегам Западной Европы стали приходить длинные корабли под яркими полосатыми парусами со страшными драконьими головами на носах. Никто не знал откуда они пришли.
На берег высаживались рослые, светловолосые, хорошо вооруженные люди. Сея страх и захватывая добычу, снова садились на корабли и исчезали за горизонтом.
Так началась легендарная эпоха викингов, державших в страхе всю Европу. Воины, совершавшие военные походы, были выходцами из Скандинавии.
Прежде, чем ответить на вопрос, что же такое походы викингов, необходимо представить уровень развития общества в эти века, внутреннюю структуру, политические ресурсы. Родиной викингов был Скандинавский полуостров на Севере Европы. Земля там была неплодородная и часто случались неурожаи. У скандинавов даже был такой обычай, в неплодородные годы младенцев, особенно девочек уносили в лес и оставляли там умирать.
Леса и горы, покрывавшие территорию Скандинавии, мешали вести торговлю. Поэтому они быстро освоили морские пути вдоль своих берегов.
У каждого племени был военный вождь - ярл, имевший постоянную дружину. Дружинник приносил вождю клятву, не выполнив которую, покрывал себя несмываемым позором. Вернуться из сражения, в котором погиб вождь, было самым большим позором и признаком трусости.
Постепенно население увеличивалось, но из-за скудности природы далеко не всем хватало земли, чтобы прокормить свой род. Молодые крестьяне были вынуждены становиться воинами. Так в VIII веке и появились первые викинги, у которых была дружина, но не было земли.
Набеги викингов сначала были неорганизованными, нападавших было мало. Но раздробленной Европе хватило и этого, чтобы застонать под натиском отрядов викингов. В IX в. викинги захватили Ирландию, Англию, разорили и сожгли Нант, Гамбург, Пизу, Шартр, а в 845 г. один из самых знаменитых ярлов – Рагнар Лодборг – вошел в Париж. “Ни один город, ни один монастырь не остались неприкосновенными. Все обратилось в бегство”, - подобными жалобами заполнены все хроники того времени.
Викинги вели не только завоевательные походы. Будучи профессиональными воинами, они становились наемниками в Византии, на Руси и даже в Западной Европе, где сражались против своих же соплеменников.
Скандинавы оставались язычниками дольше, чем другие народы Европы. По представлению скандинавов, они жили в Митгарде – средней усадьбе, которую окружал враждебный мир – Утгард. Поэтому в эпоху походов викингов наиболее почитаемыми считались боги-воины – Один и вооруженный страшным молотом Тор, которые боролись с чудовищами и великанами, населявшими Утгард. Видимо, именно поэтому Один и Тор становятся во время походов викингов наиболее почитаемыми божествами. Валькирии, воинственные девы, послушные Одину, награждали воинов победой или смертью по решению богов. Деяния богов и героев были воспеты скандинавскими певцами (скальдами) в героических песнях – сагах.
Неизбежная враждебность окружающего мира принуждала викингов противопоставлять ему великие деяния своих богов. Именно поэтому во время походов викингов появляется наибольшее количество саг, а время походов викингов с полным правом можно назвать языческим ренессансом.
Скандинавы веровали в неизбежность конца мира, когда силы зла, воплощенные в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погибнут все боги, герои и храбрейшие воины, призванные на помощь Одином. Вместе с ним должны исчезнуть и силы зла. После этого возродятся новая земля и новые боги, и все начнется сначала.
Скандинавы веровали в неизбежность конца мира, когда силы зла, воплощенные в Великом волке Фенрире и Мировом змее Ёрмунганде, вырвутся на свободу и в последней битве, в час Рагнарёк, погибнут все боги, герои и храбрейшие воины, призванные на помощь Одином. Вместе с ним должны исчезнуть и силы зла. После этого возродятся новая земля и новые боги, и все начнется сначала.
Постепенно натиск викингов на Западную Европу ослаб. В XI в. в Скандинавии сложились собственные королевства, а викинги – завоеватели Нормандии, Англии, Италии, Ирландии, Сицилии – постепенно перенимали обычаи народов, с которыми бок о бок жили на своих новых землях.
Эпоха викингов”, начавшаяся в VIII в., к концу XI в. благополучно завершилась. Помимо этого на прекращение эпохи викингов попадает и христианизация скандинавского народа.
Эпоха викингов”, начавшаяся в VIII в., к концу XI в. благополучно завершилась. Помимо этого на прекращение эпохи викингов попадает и христианизация скандинавского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий