воскресенье, 4 июня 2017 г.

Троица или Зеленые святки


Зеленые святки - День Духов

Троица - Зеленые святки являлась главным рубежом между зимой и летом. В связи с принятием христианства этот праздник и стал называться Троицей. Он плавно переходит в праздник Ивана Купалы - Русалью неделю. В обрядах Зеленых святок приветствовали появление первой зелени и начало полевых работ. 
Обряды Зеленых святок: внесение в село березки - неисчерпаемой жизненной силы, завивание венков, кумленье, похорон кукушки(кострмы). Во время святок девушки исполняли песни на любовную и трудовую тематику, что обеспечивало благополучие в в будущих полевых работах. Исполняя песню "Ты удайся, удайся мой лен", девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения.  При исполнении песни "А мы прсо сеяли" девушки показывали процесс сева, сбора, молотьбы, засыпания проса в погреб. В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже их стали петь в места гуляний, так как магический смысл они со временем утратили.
Во время Зеленых святок было принято приносить в дом ветки березы, букеты первых цветов. Их сушили и хранили целый год в укромном месте. После начала жатвы растения клали в житницу, подмешивали к свежему сену.  Из листьев деревьев, собранных во время праздника, плели венки, клали их в горшки, в которых высаживали капустную рассаду. Считалось, что эти растения обладают магической силой. 
После исполнения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, украшали ветками берез могилы, выкладывали угощения, поминали умерших и уходили домой. 
Завершались Зеленые святки похоронами костромы. Обряд часто принимал форму ритуальных похорон. Изображали кострому либо молодая женщина, либо девушка, наряженная в белом с дубовыми ветками в руках. Выбирали ее из участников обряда, окружали девичьим хороводом, кланялись, оказывая знаки почтения. "Умершую кострому" размещали на доски и направлялись к реке. Там ее пробуждали и завершали праздник купанием. Также обряд с костромой могли проводить с чучелом из соломы. Его носили по деревне, сопровождая хороводом, а затем закапывали, сжигали или бросали в реку. 
День Троицы можно смело считать периодом Зеленых святок. Не только потому, что прихожане в церкви выстраиваются с букетами полевых цветов и ветками деревьев, но и потому улицы и дома украшают березками. Полевые цветы засушивают и хранят под иконами для разных надобностей. Деревья свозят на улицы, украшают окна, двери, полы церкви усыпают свежей травой. И каждый при выходе от обедни старается захватить траву, чтобы примешать к сену или вскипятить воду к чаю как лечебную.
Зеленые святки - важный период для всего Славянского народа. В этот период - неделя после Троицы - отмечают такие праздники: 

Понедельник - День Духов Именины земли;  Говорили: "С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет". "Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Вторник - День воды, Кострома, Проводы весны, проводы Русалок; 
Наши предки начинали прводить различные обряды, пытаясь задобрить Русалок.

Среда - Градобой, буроломы, сухая среда;Нельзя было белить холсты, иначе такого человека ожидала буря.

 Четверг - Русальская Пасха, Киселев день.

Обряды, которые проводились нашими предками, на зеленые Святки либо на Русалии, имели для них большое значение, так как народ был убеждён, что отдавая дань уважения умершим они сумеют оградить себя от любых невзгод. А задабривая различных духов — на ближайший год избавиться от негативного магического воздействия. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий