вторник, 5 февраля 2019 г.

Магия сакральной геометрии


сакральная геометрия


Сакральная геометрия


Геометрические фигуры подобны каркасу действительности,
 тогда как образы еще содержат, так сказать,
 немного плоти, кожи и мускулов.
О. М. Айванхов
Сакральная геометрия – это учение о формах, которые лежат в основе нашего существа и свидетельствуют о Божественном порядке в нашей Реальности. Этот порядок мы можем проследить от невидимого атома до гигантских, бесконечно удаленных звезд. Сакральные символы имеют универсальную космическую природу, они стабильны и передаются из поколения в поколение без изменений. 

Современные эзотерические знания раскрыли возможности работы с формами пространства. Термин сакральная геометрия используется философами, антропологами, археологами, культурологами и всеми, кто связан с духовной деятельностью. 
Сакральная геометрия имела свое действия в различные эпохи  и культуры. Примером могут служить:

  • Древние греки приписывали различные свойства платоновским телам и некоторым геометрически полученным отношениям, наделяя их особым значением... ( Например, куб символизировал царствование и земные основы, в то время как золотое сечение считалось динамическим принципом, воплощающим в себе высшую мудрость. Таким образом, здание, посвященное обожествленному правителю, могло носить следы куба, в то время как храм, посвященный небесному богу, строился таким образом, что в его основании лежало золотое сечение).
  • Когда индусы собирались возвести какое-либо культовое сооружение, они сначала выполняли на земле простой геометрический чертеж, определяя должным образом направления на восток и запад и строя на их основании квадрат. После этого на полученной диаграмме возводится все здание. Геометрические расчеты сопровождаются песнопениями и молитвами. Все это делается с целью активации излучающих свойств сооружения и превращения энергии с помощью архитектурных свойств здания.
  • Христианская религия использует в качестве своего главного символа крест; в геометрических терминах в средние века он представал в форме развернутого куба. Многие готические соборы были построены с использованием расчетов, полученный из той геометрии, которая свойственна именно кубу и двойному кубу. Эта традиция продолжается и в современных христианских церквях.
  • Древние египтяне обнаружили, что правильные многоугольники могут быть увеличены при постоянстве соотношения сторон с помощью дополнения строго означенной области (которая впоследствии будет названа греками гномон). Египтяне связали концепцию сохраняющегося отношения расширения прямоугольной области с богом Осирисом, которого поэтому часто можно увидеть на древних египетских фресках, помешенных на квадратном троне. В основании трона ясно виден квадрат с L-образным гномоном, хотя обычно строительство велось таким образом, чтобы гномон скрыть от глаз непосвященных.
  • Спирали на ионических столбах древних греческих храмов были размещены по принципу вращающегося прямоугольника - это метод создания логарифмической спирали. Использование таких спиралей в греческой храмовой архитектуре указывает на то, что зодчие преднамеренно использовали в своих творениях принципы сакральной геометрии.
Эти примеры можно приводить до бесконечности. Одна из наиболее поразительных идей, которая пронизывает сакральные учения всех древних цивилизаций, состоит в том, что Вселенная существует как гармоничное и красивое целое — вне зависимости от того, чувствуем мы это или нет. Основой прекрасного является гармония. Египетская богиня Маат представляла собой воплощение принципа естественного порядка вещей, пропорциональной меры и баланса как вечной истины природы. Греки, учившиеся у египтян, связали с цивилизацией слово космос, буквально переводимое как «вышивка» и выражающее присущие миру гармонию и красоту.
Рональд Хольт  в своей статье «Спираль и голографическая матрица» написал следующее: "… Каждый может начертить какую-нибудь геометрическую фигуру, которая представляет собой всего лишь геометрию; но когда вы связываете с ней Великий Дух или сознание и раскрытое сердце, то вы творите Сакральную Геометрию." 

Следовательно, сакральная геометрия и ее методы:

 – поддерживают нас в состоянии осознания того, кто мы, откуда пришли и почему находимся сейчас здесь;

– учат глубокому размышлению о тайнах бытия и способах обретения духовного совершенства;
– обращаются к древним и современным знаниям о духовных мирах, которые обеспечивают возможность установления равновесия на всех планах существования;
– наделяют душу ответственностью за совершаемые поступки, состраданием и любовью.
Сакральная геометрия занимается тем, как раскрыть сердце и развить наше сознание через геометрические модели.Когда мы увидим, как геометрические формы плавно перетекают друг в друга, то мы сможет понять, как они выходят за пределы и двигаются по направлению к структуре более высокого уровня развития. И спираль является один из самых важных ключей. 

мандалы
Истинные сакральные геометрические формы никогда не являются жестко фиксированными. Напротив, они находятся в состоянии постоянного плавного перехода и изменения (эволюционного или регрессивного) от одной геометрической формы к другой со своей собственной скоростью или частотой. Когда мы сознательно активизируем ряд первичных или сакрально геометрических форм вокруг тела, таких как тетраэдр (или любое из Платоновых тел), мы настраиваем наши собственные персональные частоты, чтобы скоординировать их и действовать в согласии с доминирующей гармоникой. Представьте, что в каждой точке тела, в которой энергия передается или получается, постоянно создаются живые, изменяющиеся трех- и четырехмерные геометрические мандалы. Мандалы также могут находиться в состоянии постоянного, текучего перехода, развиваясь в многообразие концентрических геометрических структур. Каждая мысль, которую мы принимаем в наш разум, превращается в каскад геометрических мандал. Подобное возникает и для каждой эмоциональной реальности, которую мы создаем нашими чувствами. Эти структуры имеют тенденцию образовывать постоянно изменяющиеся и перекрывающие друг друга геометрические конфигурации вокруг нас. Активизация одного ряда сакральных форм (геометрических конфигураций) вокруг тела активизирует Спираль Золотого Сечения, которая помогает сердцу расшириться и открыться.
Законы сакральной геометрии  использовались древними цивилизациями для построения городов и храмов. Без знания геометрии  высшей гармонии нельзя вообще что-либо построить. Гармоничное сочетание пропорциональных частей в архитектуре, их соразмерность, органичное единство рождает эмоциональное, эстетическое и духовное наслаждение.  Один из дошедших до нас типов ранних сооружений сакральной архитектуры – обсерватории. Они были не только сооружениями для наблюдения звездного неба, но и являлись центрами духовного знания. Современная архитектура больших городов, ориентированная на возведение домов-коробок и однообразных конструкций, оказывает очень опасное влияние на человека. Нелепые формы современны конструкций деструктивно действуют на психику человека, провоцируя его на немотивированные действия. 
Вселенной свойственна симметрия, это Божественный принцип мироустройства; красота, вытекающая из правильных пропорций между частями тела или любого целого образования. Такая структура допускает разделение точкой, линией или плоскостью — или несколькими линиями или плоскостями, на две или большее количество симметричных частей. Это определение симметрии может быть понято как универсальный принцип. Сущность симметрии проникает в мир буквально на каждом его уровне; это ключ, который открывает истинный характер мира. 
Большинство плодовых деревьев, например, имеют плоды и цветы, образ которых основан на шестиугольнике; кристалл обычно отражает определенный аспект куба, а галактики отражают логарифмическую спираль. Другими словами, геометрия, которую мы видим отраженной в природе, свойственна ей не потому, что мир основан на математике; скорее, математика (как и все другие науки) являет собой определенный способ постижения мира, природы и человека.


Мудры и сакральная геометрия


Мудры - это отдельная область изучения сакральной геометрии. Они создают энергетические вихри в теле и способствуют притоку крови к определенным органам, активируют потоки энергии, стимулируя работу мозга. Мудры помогают создавать определенные замкнутые контуры, облегчающие протекание энергии. 

мудры

  1. Абхайа-мудра — жест защиты или благословения бесстрашия. Правая рука поднята на уровне плеча и слегка согнута. Ладонь повернута от себя, пальцы выпрямлены.
  2. Будхасрамана-мудра — жест приветствия. Правая рука на уровне плеча, ладонь с выпрямленными пальцами повернута кверху.
  3. Бхумиспарша-мудра, или Бхуспарша — прикосновение к земле, или жест свидетельствующего. Правая ладонь повернута к телу. Пальцы выпрямлены и их кончики касаются земли.
  4. Бхутадмара-мудра — жест устрашающего. Запястья скрещены перед грудью.
  5. Ваджра-мудра (джнана-мудра) — мудра знания, сконцентрированного в одной точке. Правая рука образует кулак, сжимающий большой палец, с вытянутым указательным пальцем, направленным вверх и ладонью обращенной от себя; левая рука сжата в кулак, с ладонью обращенной к себе, охватывающей вытянутый указательный палец правой руки.
  6. Варада-мудра — жест благодеяния. Рука свешивается, кисть смотрит наружу, пальцы вытянуты вниз.
  7. Витарка-мудра — жест в процессе диспута. Правая рука полусогнута. Все пальцы выпрямлены за исключением указательного или безымянного, соприкасающегося с большим. Рука вытянута вперед со смотрящей наружу ладонью.
  8. Дхармачакра-мудра — жест проповедника учения. Обе руки лежат на груди, левая ниже правой.
  9. Каруна-мудра — жест сострадания и симпатии. Рука вытянута, мизинец и указательный палец выпрямлены, а большой прижимает другие два.
  10. Кшепана-мудра — жест при разбрызгивании нектара (амриты). Руки сомкнуты ладонь к ладони с соприкасающимися указательными пальцами, повернутыми вниз и обращенными к священной вазе, которая содержит амриту.
  11. Намаскара-мудра — поза преданности. Руки расположены рядом с грудью, как при молитве.
  12. Тарджани-мудра — жест устрашения. Пальцы сжаты в кулак, а указательный выпрямлен и направлен вперед.
  13. Тарпана-мудра — поза почтения. Рука или руки согнуты и подняты на уровень плеч. Ладони смотрят вниз. Пальцы слегка согнуты и смотрят на плечи.
  14. Дхьяни (самадхи)-мудра — жест медитирующего.
Связь мудр с чакрами


Связь мудр с чакрами (из работы X Джохари)

 Геометрические символы

 Все геометрические образцы есть суть повторения временных циклов: весенний рассвет, летний полдень, осенний сумрак, зимняя полночь; ощущения, мысли, интуиция, чувства; рождение, рост, зрелость, смерть. Каждая геометрическая фигура может аллегорически пониматься как своеобразная карта, в которой заключена часть обширного знания об устройстве мира, человека, Космоса. 

круг
Круг – древнейший мистический символ, обозначающий небо, вечность, вселенную. Внутрь круга нередко вписывают другие простейшие фигуры – квадрат, крест, равносторонний треугольник, пентаграмму. В таком случае вписанный символ повествует свое значение, в то время как круг обозначает вечность. Таков, к примеру, мистический смысл древней задачи о «квадратуре круга»: решив ее, адепт постигает равнозначность Земли и Неба, Пространства и Времени, Человека и Вселенной.
Еще задолго до христианства круг обозначал солнце, сложный символ, который превосходит все остальные геометрические формы. Все точки круга эквивалентны друг другу. Линия этой фигуры – единственная среди всех геометрических форм не имеет начала и конца. По этой причине круг в масонских практиках – это источник бесконечного времени и пространства, в нем заключена тайна творения, круг – конец всех фигур.
В средневековой живописи человек изображался страдающим от тяжести своих грехов, взирая на недоступное ему совершенство, символом которого служил помещенный над его головой круг. В системе геометрической магии круг является одной из основных фигур для защиты от проникновения нежелательных существ. Круг служит для описания различных форм как бытия, так и небытия. Данте изображает ад как подземную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими кругами, девятью уступами, в каждом круге мучаются определенные категории грешников( 9 кругов ада ). В египетской мифологии бог-творец Хнум лепил людей на гончарном круге. Во дворце знаменитого короля Артура был установлен Круглый Стол, вокруг которого восседали лучшие рыцари. По мифологическим представлениям догонов, Земля – круглая и плоская. Иисус Христос в кругу 12 апостолов справляет обряд тайной вечери. У восточных славян известен каравай – обрядовый круглый хлеб – символ плодородия. Правители часто избирают круг в качестве эмблемы своего могущества и власти. Платон осмысливал историю как круговое движение, подобное движению небесных тел и вращению всего Космоса.
В современной традиции термин «круглый стол» обозначает возможность равноправного общения, возможность обсудить проблему, с терпением относясь к точке зрения любого из участников.

точка
Точка – бесконечно малый элемент, находящийся в центре круга или сферы. Точка символизирует единство времени и пространства, это начало всех других форм. В исламе свет Мухаммеда понимается как первое творение Аллаха, возникающее в виде светящейся точки задолго до создания человека. Египтяне называли Бога Глазом вселенной; точка внутри круга считалась олицетворением Божества, окруженного вечностью, а шар символизировал вечного Бога.

сфера
Сфера – наиболее удивительная и мощная в Творении. Это самая простая и наиболее совершенная из форм. Сфера – выражение единства, законченности и целостности. Никакой точке на поверхности не высказывается предпочтение. Атомы, клетки, семена, планеты и шаровидные звездные системы – все это сферы. Если обратить внимание на формы, преобладающие во Вселенной, то наиболее распространенной является именно сферическая: планеты, звезды, галактики имеют сферическую форму, на земле за счет сил поверхностного натяжения пузырьки воздуха в воде, капли воды на раскаленной плите, капли ртути приобретают шарообразную форму. Мыльные пузыри – сферы, атомные ядра – тоже сферы. Очень распространена у разных народов сферическая схема Космоса, объятого мировой бездной. В древнеиндийской традиции говорили о 33 богах, распределяемых по трем космическим сферам: небесные, атмосферные и земные. В мифологии Бали известна хтоническая сфера – обитель демонических сил, несущих в себе как разрушение, так и обновление, связь между жизнью и смертью. В буддизме верхний рай образуют две сферы в сансаре: сфера, имеющая форму(рупа) и не имеющая формы(арупа). Джанна, мусульманский рай, по преданию, расположен на восьми небесных сферах. В тибетской мифологии лха, божества, обитающие в небе и защищающие человека, располагаются на 13 небесных сферах.

спираль
Спираль. С незапамятных времен люди знали о спиральном развитии Вселенной и человечества. В древних индийских писаниях, Упанишадах, упоминается Вселенский Змей, накрученный на ось Земли. В древнеегипетских храмах спираль изображалась в виде кобры на шлеме фараона; в Индии жизненная энергия, кундалини, располагается в основании позвоночника в виде змеи, свернувшейся кольцами. В масонстве спиральная лестница выражает идею духовного роста.

треугольник
Треугольник может рассматриваться в качестве символа солнца. Это происходит потому, что само Солнце – источник жизни, тепла и света, трех начал. Треугольник символизирует в различных мифологиях плодоносящую силу земли, брак, пламя, главу, гору, пирамиду, троицу, физическую стабильность; тело-ум-душу; отца-мать-дитя; три космические зоны (небо-земля-нижний мир). Три соединенных треугольника – символ абсолютного, пифагорейский символ здоровья. Треугольник в квадрате – Божественное и человеческое, небесное и земное, духовное и телесное. Треугольник внутри круга – троичность в Едином; два пересекающихся треугольника – соединение огня и воды, победа духа над материей. В языке форм треугольник выступает простейшей формой после точки. Три точки треугольника относятся к триадам мировых принципов: творение, сохранение и растворение.
Бермудский треугольник – одно из самых мистических и зловещих проявлений сакральной геометрии сегодня. 

квадрат
Квадрат – базовая форма, вместилище и основа проявленного мира. Четверка есть символ мира, расширяющегося по четырем направлениям. Квадрат – форма порядка и совершенства, опора геометрии пространства. Эта фигура символизирует стабильность. Ее вибрации: надежность, порядочность, спокойствие. В индуизме квадрат символизирует упорядоченную Вселенную. Квадрат связан с такими идеями, как число 4, равенство, простота, прямота, порядок, мудрость, честь, земля. Квадрат служит моделью многих храмовых сооружений (зиккурат, пирамида, пагода, церковь), которые в свою очередь рассматриваются как образ мира. Квадратная структура описывает пространственный состав Вселенной (страны света, направления), временные координаты (четыре части суток, четыре времени года) и классификацию социальной сферы (4 социальных класса, четыре ранга, четыре касты).

крест
Крест - этот знак нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Во имя него шли на подвиг, и в то же время смерть на кресте считалась самой недостойной и позорной. Это знак войны и мира, добра и зла. Он входит в атрибутику совершенно разных, даже иногда воинствующих между собой культов и религий. Его существование объясняется не просто сакральными истинами, этот символ может быть расшифрован только совокупностью всех наук: психологии, геометрии, физики, этнографии, и так далее.
Существует множество видов крестов и каждый из них несет свой сакральный смысл:
  • Т-образный Антониевский крест, тау-крест;
  • Египетский крест Анкх - символл  жизни;
  • Буквенный крест - сакральный образ распятия;
  • Якореобразный крест - земная надежда на счастливое существование;
  • Монограммный доконстантиновский крест;
  • Крест "Посох Пастыря";
  • Бургундский крест, Андреевский крест - получил свое название из-за предания, согласно которому именно на такой Х-образном кресте принял смерть апостол Андрей;
  • Монограмма императора Константина -  Встречалась на монетах императора Константина, на наконечниках копий армии правителя;
  • Послеконстантиновский монограммный крест;
  • Монограммный солнцеобразный крест;
  • Монограммный крест "трезубец";
  • Константиновский монограммный крест;
  • Круглый нахлебный крест - изображается до сих пор на освященном хлебе и просфирах;
  • Катакомбный крест - для украшения храмов, икон, церковных облачений, а также в катакомбах и на древних памятниках;
  • Лоренский шестиконечный крест - именно такая форма изображена на печати наместника византийского императора в Корсуни;
  • Крест четырехконечный “immissa” - подобные кресты появляются в римских катакомбах, начиная с III века н. э.;
  • Папский крест - эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII–XV веках;
  • Шестиконечный крест "Русский православный" - нижняя перекладина креста означает весы, мерило, которым каждому будет отмеряна его доля, награда или наказание;
  • Восьмиконечный крест православный - точно передающий форму креста на Голгофе;
  • Семиконечный крест - мистически указывает на искупление Спасителем всех семи грехов человеческих;
  • Крест «терновый венец» - потребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов;
  • Виселицеобразный крест - используется для украшения храмов, богослужебных предметов, святительских облачений;
  • Крест «виноградная лоза»;
  • Лепестковый крест - часто используется в оформлении храмов, мозаичных картинах, витражах;
  • Греческий крест -  традиционная для Византии форма креста;
  • Накупольный крест - используется для украшений куполов храмов;
  • Трилистниковый крест - используется чаще всего для изготовления напрестольных крестов;
  • Мальтийский крест или георгиевский - форма креста, принятая орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства;
  • Константиновский крест - эта «просфорная» печать означает выкуп грешников из греховного плена;
  • Плетеный крест - получено от древнехристианского искусства, где оно известно в резьбе и мозаике;
  • Криновидный крест - символическое изображение креста из лепестков лилии – одного из символов Спасителя;
  • Каплевидный крест - дополненный каплями христовой крови, просочившейся из ран от тернового венка (вверху), гвоздей в руках (слева и справа) и ногах (внизу);
  • Крест распятие;
  • Крест «Голгофа» - монограммы на схимническом кресте означают следующее:
    «М.Л.Р.Б.» – место лобное распят бысть
    «Г.Г.» – гора Голгофа
    «Г.А.» – глава Адамова
    «IC» «ХС» – имя Иисуса Христа
    «НИКА» – Победитель
    «СНЪ» «БЖIЙ» – Сын Божий
    «I.Н.Ц.И» – Иисус Назорей Царь Иудейский
    «ЦРЪ» «СЛВЫ» – Царь Славы
  • Гамматический крест;
 В символе креста четко выделяются две линии и центр. Идея того, что крест – есть пересечение двух направляющих – и является основной. К примеру, круг и квадрат также акцентируют внимание на определенном участке пространства. Однако четкого центра в их не наблюдается, конкретная точка здесь не важна. Крест же – наоборот, делает акцент на центре пространства, не уделяя внимание окружающим плоскостям.
Крест символизирует четыре стихии, на которых основан мир. Символизирует макрокосм: пересечение линии горизонта и вертикальной оси мира. Символизирует микрокосм: человек с раскинутыми руками. Символизирует и борьбу, столкновение противоположностей, их слияние и гармонию: материи и духа, неба и земли, мужского и женского начал.

пентаграмма
Пентаграмма - один из самых используемых символов. Это правильный пятиугольник, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте, фигура, образованная совокупностью всех диагоналей правильного пятиугольника,  правильный пятиугольник, стороны которого продолжены до точек пересечения. 
Пентаграмма считается сильнейшим магическим символом. Первые пентаграммы появились примерно в 3500 году до н. э. Это были пятиконечные звезды, изображенные на глиняных осколках, найденных в развалинах древнего города Урука. Изображения пентаграмм есть на египетских статуях: египтяне называли эту фигуру «звездой Анубиса». В Древнем Вавилоне она защищала дома и товары купцов от порчи и кражи; для посвященных она была символом власти, власти правителя, распространяющейся по всем четырем сторонам света. Также у древних греков она была символом богини Иштар и загробного мира. Они называли эту фигуру Пентальфой.
В магии пентаграмма может символизировать как человека (направленная лучом вверх), так и дьявола (направленная лучом вниз). Точно так же различают мужскую и женскую пентаграммы. Мужская – с лучом вверх (символический фаллос), женская – двумя лучами и впадиной вверх (символическое лоно). В алхимии пентаграмму считают защитным знаком, так как вызванный магом демон не может переступить ее линий.
Пентаграмма является одной из самых важных фигур-символов в ведьмовстве. В колдовских обрядах пентакль – это круглый диск из глины, воска, железа, серебра, олова или меди, на котором выгравированы пентаграмма и другие магические символы. Этот символ используют, чтобы притянуть энергии элементов, сконцентрировать магический круг или защититься. В некоторых ритуалах верховный жрец или жрица может сама принять форму пентаграммы, расставив ноги и вытянув руки в разные стороны. Способы рисования пентаграммы различаются в зависимости от цели обряда: пентакли, вызывающие духов, отличаются от пентаклей, которые их изгоняют.
Символ совершенного человека – вписанная в круг фигура, стоящая на широко раздвинутых ногах с разведенными в стороны руками. Одновременно это и духовный, и физиологический символ человека: это пять добродетелей, пять элементов, пять органов, пять стихий, позволяющих достичь гармонии.

гексаграмма
Гексаграммаэто звезда с шестью углами, образуемая из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников. Так как шесть состоит из трижды двух и дважды трех, то в нем осуществляется полностью не только безотносительный идеал и безотносительная реальность как таковые, как дух мира, заключенный в яйце мира, в том смысле, как это понимали древние, но также идею развития из самого себя, идею относительности пола, в третьей степени двух – восьми; и этот самый пол в третьем тернере выражается бесконечной индивидуальностью.Гексаграмма – это слияние противоположностей: положительного и отрицательного, мужского и женского, огня и воды, созидания и разрушения, небесного и земного. Это символ человека, объединяющего миры, символ совершенного брака. Это союз солнечного сплетения и мозга в человеческом организме.
Чаще всего гексаграмма ассоциируется с иудаизмом. Изображение гексаграммы присутствует на израильском флаге. Тем не менее, ее изображение используется и в других религиозных течениях, например, в исламе, в восточных религиях, очень широко – в оккультизме. Главную святыню ислама – черный камень Кааба, традиционнно укрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиконечные звезды. Гексаграмма встречается в современной культуре Нью-Эйдж и имеет множество других названий: Звезда Давида, Звезда Голиафа, Печать Соломона.
В тантризме гексаграмма обозначает соединение двух миров, двух составляющих макрокосма: материи (острие вверх) и духа (острие вниз). Помимо этого, гексаграмма символизирует объединение мужского и женского начала. Мужское (пика, рудиментарный фаллос – треугольник острием вверх) и женское (чаша, кубок, лоно – треугольник острием вниз).



Литература: Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии (Иоланта Прокопенко, 2013) 
Сакральная геометрия  Неаполитанский С.М., Матвеев С. А.





Комментариев нет:

Отправить комментарий